Выберите город
8 (800) 500-54-23
Блог
Оглавление

Отказ в регистрации товарного знака: основания

banner

Регистрация товарного знака — сложный и непредсказуемый процесс, поэтому отказ патентного ведомства при самостоятельной подаче заявки — частое явление. Оно возникает по разным причинам: в этой статье рассмотрим основные.

Основные этапы и правила регистрации товарного знака

Прежде чем углубиться в возможные причины отказа, важно понимать процесс регистрации товарного знака. Он включает несколько этапов:

  1. Подготовка заявки на товарный знак в патентное ведомство — заполнение заявления для регистрации товарного знака.
  2. Публикация заявки на товарный знак — сбор, оформление всех необходимых документов и подача их в патентное ведомство.
  3. Экспертиза — проверка заявленного обозначения на соответствие всем законодательным нормам.
  4. Решение о регистрации — выдача свидетельства о регистрации либо отказ в ней.
Картинка статьи
Пошаговая инструкция по регистрации товарного знака: защитите свой бизнес!


Для того, чтобы успешно пройти все этапы, важно соблюдать правила регистрации ТЗ. Пошаговую инструкцию, как пройти процедуру, изложили в статье.

Причины отказа в регистрации

Теперь перейдем к основаниям, по которым вам могут отказать в регистрации вашего товарного знака.

1. Несоответствие формальным требованиям

Одна из самых распространенных причин отказа — несоответствие заявки формальным требованиям. Сюда входят:

1.1 Формальные ошибки при регистрации товарного знака


Важно правильно заполнить заявку, чтобы она соответствовала установленным стандартам. Ошибка даже в одном пункте может привести к отказу. К примеру, частой причиной отклонения заявки становятся неверно указанные данные заявителя.

1.2 Недостаток необходимых документов


В Роспатент необходимо предоставлять:

  • заявку на регистрацию;
  • обозначение товарного знака;
  • описание обозначения в свободной форме;
  • перечень товаров и услуг, составленный в соответствии с Международной классификацией товаров и услуг для регистрации знаков;
  • подтверждение согласия на обработку персональных данных.

2. Неверно выбранные классы МКТУ

Ваше заявление на регистрацию ТЗ могут отклонить, если вы указали неверную классификацию товаров и услуг по Международной классификации товаров и услуг (МКТУ).

К примеру, производитель газовых котлов может найти наименование «котлы» в 21 классе и указать его в заявке, не увидев, что есть также 11 класс — «отопительные и газовые котлы».

Советы юриста

Иногда также важно выбрать несколько классов, чтобы «защитить» весь бизнес. Но и лишние добавлять нельзя. Подробнее о процессе оформления заявки рассказали в статье.

3. Сходство с существующими знаками

Одной из наиболее серьезных проблем является сходство вашего товарного знака с обозначениями других компаний, а также с ТЗ, которые находятся в процессе регистрации.

Если экспертиза выявит, что ваш знак слишком похож на существующий, то вам откажут в регистрации.

4. Конфликт с правами других владельцев. Нарушение прав третьих лиц

Еще одна причина отказа — нарушение прав третьих лиц. Это происходит, когда в вашем знаке используется элемент, который принадлежит другому владельцу: будь то название компании, слоган или другой уникальный элемент. Использование таких элементов без разрешения может привести к конфликту и последующему отказу в регистрации.

5. Отсутствие различительной способности

В ГК РФ перечислены четыре варианта брендов, которые не могут быть зарегистрированы из-за отсутствия различительной способности. Это обозначения, которые:

  • Вошли во всеобщее употребление. Названия некоторых брендов давно стали нарицательными. К примеру, памперсы — продукт известного американского бренда. Зарегистрировать такое название для какого-либо из брендов памперсов нельзя.
  • Являются общепринятыми терминами. Нельзя зарегистрировать название «Мороженое» для фабрики мороженого, так как оно прямо указывает на вид продукции. Но для другого направления бизнеса такой ТЗ будет возможен.
  • Характеризуют товары. Сюда относятся названия, которые указывают на характеристики товара. К примеру, патентное ведомство откажет в регистрации ТЗ такому бренду, как «Качественные платья».
  • Представляют форму товаров. Под этот пункт подпадают объемные товарные знаки. В этом случае форма должна быть необычной, чтобы пройти регистрацию. Простые геометрические фигуры не обладают различительной способностью.

6. В составе ТЗ есть официальные символы, наименования и отличительные знаки

ТЗ не должны содержать или имитировать:

  • флаги государств;
  • гербы;
  • денежные знаки печати;
  • награды и т.д.

7. ТЗ вводит в заблуждение или противоречит нормам морали

Товарный знак не должен вводить потребителя в заблуждение относительно места производства, производителя, состава и других характеристик товара. Если пиво называется «Немецкое пиво», но выпускает его пивзавод в Пензе - Роспатент откажется выдавать свидетельство на такой бренд.

Кроме того, ведомство не станет регистрировать ТЗ, в составе которых есть ругательства и оскорбления, а также слова, вызывающие неприятные ассоциации. Например, Роспатент не выдаст свидетельство на ТЗ для сигарет «Отцовские», так как это создаст впечатление, что курение является семейной ценностью.

8. ТЗ содержит названия или изображения объектов культурного наследия

Если предприниматель из Кирова попытается зарегистрировать товарный знак для конфет с изображением Кремля, то Роспатент ответит на его заявку отказом. Ведь такой ТЗ будет создавать ложные впечатления о товаре и к тому же никак с ним не соотносится.

Но даже если использование в ТЗ названия или изображения объекта культурного наследия обосновано, необходимо спросить на это разрешение у государства.

9. ТЗ содержит известные имена/псевдонимы, нарушает чужие авторские права

Не удастся зарегистрировать товарный знак с названием или фрагментом произведения искусства, науки или литературы без письменного разрешения автора или правообладателя. К примеру, детский ресторан не сможет назваться «Рататуй», потому что это слово созвучно с наименованием известного детского мультфильма.

Имена и псевдонимы известных личностей тоже запрещается брать. Например, в регистрации бренда рокерской одежды «Мэрилин Мэнсон» с большей долей вероятности откажут.

10. Бренды, зарегистрированные в соответствии с международными договорами

Российский закон о товарных знаках защищает не только внутренние, но и международные бренды. Поэтому назвать помаду «Диор» местной компании не удастся.

Как избежать отказа в регистрации ТЗ в Роспатенте?

Чтобы снизить риск отказа в регистрации товарных знаков, рекомендуется провести тщательный анализ рынка и проверить базу данных зарегистрированных ТЗ.

Картинка статьи
Пошаговая инструкция по регистрации товарного знака: защитите свой бизнес!


Подробнее о том, как это сделать рассказали в статье.

Это позволит выявить потенциальные конфликты и внести коррективы в свой знак до подачи заявки.

Но, как показывает практика, успешно зарегистрировать ТЗ самостоятельно заявителям удается только в 35% случаев. Чаще всего они получают отказы из-за того, что знак идентичен уже зарегистрированным. Также большие сложности вызывает оформление ответов на уведомления ФИПС.

Обратившись к нам, вы сможете сэкономить время и избежать ошибок. В штате ЮК «Заря» работают не только юристы, но и патентные поверенные. Поэтому мы профессионально сделаем все сами: проанализируем товарный знак, оформим и подадим заявку со всеми необходимыми документами и получим свидетельство.

Примеры похожих знаков, получивших отказ

В практике часто встречаются случаи, когда знаки были признаны сходными настолько, что их регистрация была невозможной. Например, Роспатент отказал в регистрации товарного знака «АВИАТОР» из-за сходства до степени смешения с товарными знаками, зарегистрированными ранее на имя иных лиц в отношении однородных товаров. Еще несколько примеров ТЗ, в регистрации которых Роспатент точно откажет, в статье.

Почему нельзя использовать общепринятые термины и описания?

Использование общеупотребительных терминов, описательных выражений или слов, прямо указывающих на характеристики товара или услуги, может стать причиной отказа в регистрации товарного знака. Это связано с тем, что такие элементы не обладают различительной способностью, необходимой для индивидуализации товаров или услуг конкретного производителя. Рассказываем, что такое различительная способность, в статье.

Почему могли отказать в регистрации ТЗ в Роспатенте?

Есть не менее 5 причин, по которым это могло произойти: - несоответствие формальным требованиям; - неверно выбранные классы МКТУ; - сходство с существующими знаками; - конфликт с правами других владельцев; - нарушение прав третьих лиц; - отсутствие различительной способности. Ещё пять причин с примерами приводим в статье.

Давайте мы
вам поможем

Костя Цзю
Костя Цзю