Почему важно защищать товарный знак?
Товарный знак — это уникальное обозначение, которое позволяет потребителям отличать товары или услуги одной компании от другой. Он может включать логотип, дизайн упаковки, слоган и другие элементы, которые ассоциируются с брендом.
Товарный знак нужно регистрировать, чтобы защитить бизнес от копирования и подделок, а вместе с ним и свою репутацию.
Какие права вы получаете, когда регистрируете товарный знак?
Регистрация товарного знака дает владельцу исключительное право на его использование в пределах определенного класса товаров и услуг согласно Международной классификации товаров и услуг (МКТУ).
Это означает, что владелец получает право пресекать любые попытки использовать ТЗ без разрешения (в рамках определенного класса/классов МКТУ), которые могут предпринять недобросовестные конкуренты или мошенники.
Кроме того, законный владелец товарного знака может:
- Защитить бизнес от попыток конкурентов заработать на вашем успехе. Если товарный знак незарегистрирован, они могут использовать аналогичные или схожие с вашими товарные знаки, чтобы увеличить продажи. В случае если ТЗ защищен, на такой шаг недобросовестные конкуренты не решатся. А если и решатся, то рискуют потерять в суде до 5 миллионов рублей, а иногда и больше, в зависимости способа расчета. Товары под чужим брендом им придется уничтожить, и убрать их упоминание из рекламы.
- Защитить доменное имя. У домена, в отличие от товарного знака, нет статуса интеллектуальной собственности. Так что защитить его от конкурентов можно только с помощью регистрации в качестве ТЗ.
- Использовать маркировку. Символ ® могут использовать только те, чей товарный знак зарегистрирован. Для мошенников это сигнал о том, что бренд уделяет много внимания своей репутации, и с ним лучше не связываться. А у покупателей зарегистрированные торговые марки вызывают больше доверия.
- Запретить ввоз контрафакта. Товарный знак можно внести в специальный реестр Федеральной таможенной службы, и она не пропустит в Россию продукцию с вашим товарным знаком без разрешения правообладателя.
- Избежать атаки патентных троллей. Есть компании, которые регистрируют популярные названия специально, чтобы потом взыскивать компенсации с тех, кто стал использовать их в качестве незарегистрированного товарного знака.
- Не стать нарушителем самому. Если ваша компания не зарегистрировала бренд в Роспатенте, то он ей не принадлежит. В случае, если его кто-то зарегистрирует вперед вас, вы рискуете нарваться на судебное разбирательство, которое, скорее всего, проиграете. За этим последует взыскание компенсации, изъятие и уничтожение товара, на котором есть спорный знак.
Как закон защищает ваш товарный знак?
Если вы узнали, что ваш товарный знак используют без разрешения, то можете прекратить нарушение и взыскать в счет компенсации до 5 млн рублей, а иногда и больше. Также вы можете наказать тех, кто применяет сходные до степени смешения обозначения на аналогичные товары и услуги. К примеру, если у вас зарегистрирован ТЗ «Мишка» на детскую обувь, а компании-конкурента, которая вышла на рынок недавно — «Миш ка», то, вы имеете право обратиться в суд.
Ответственность за незаконное использование ТЗ регламентируется ст. 1515 ГК РФ. Также для нарушителей предусмотрены административная (ст. 14.10 КоАП РФ) и уголовная ответственность (ст. 180 УК РФ).
Так что тот, чьи права нарушили, имеет право:
- взыскать убытки и компенсацию морального вреда, вызванные незаконным использованием товарного знака;
- остановить пиратство и контрафакт и потребовать уничтожить поддельную продукцию;
- наказать нарушителя, наложив административные штрафы;
- привлечь нарушителя к уголовной ответственности.
Разница между зарегистрированным и незарегистрированным знаком
Зарегистрированный товарный знак, в отличие от незарегистрированного, другие компании не смогут безнаказанно использовать.
Защитив свой знак, вы получите юридическое основание для борьбы с конкурентами, которые попытаются воспользоваться вашей узнаваемостью и хорошей репутацией.
А ещё зарегистрированный ТЗ, в отличие от незарегистрированного, нельзя отобрать, что произойдет, если кто-то подаст заявку в Роспатент раньше вас. Судебная практика показывает: вернуть товарный знак в этом случае почти невозможно.
Как следить за тем, чтобы ваш знак не копировали?
Чтобы предотвратить нарушения прав, необходимо регулярно мониторить рынок: самостоятельно или с помощью профессионалов, отслеживая появление новых продуктов и услуг, схожих с вашими.
Также полезно периодически проверять сайты, социальные сети, маркетплейсы и рекламные площадки в интернете на предмет появления контрафактной продукции.
Что делать, если кто-то нарушает ваши права?
Шаг 1. Проверка факта нарушения
Прежде, чем предъявлять претензию, необходимо проверить, действует ли ваше исключительное право на товарный знак и в каком объеме, поднять дискламации, данные о доминирующих элементах, классах МКТУ и другие аспекты.
Шаг 2. Фиксация нарушения
Если дело дойдет до суда, вам понадобится представить доказательства нарушения. Их необходимо заверить: для этого существуют разные способы, в зависимости от того, как и где нарушают товарный знак.
К примеру, если контрафактный товар продается на маркетплейсе, достаточно скриншотов с карточками товаров. Для фиксации нарушения в оффлайн магазине потребуется контрольная закупка с видеофиксацией.
Важно: доказательства, заверенные у нотариуса, имеют наибольшую значимость для суда.
Шаг 3. Досудебная претензия
В этом документе нужно юридически грамотно доказать факт нарушения и обосновать требования, соразмерные нарушению. За нарушение права на фирменное наименование можно взыскать убытки. Согласно статье 15 ГК РФ, под убытками понимается реальный ущерб, который компания-правообладатель понесла вследствие допущенного нарушения, и упущенная выгода - неполученные доходы, которые в обычных условиях она могла бы получить.
В случае с товарными знаками нарушитель обязан выплачивать компенсации. Их размер может быть равен:
- от 10 тыс до 5 млн рублей в зависимости от срока и тяжести нарушения;
- двойной стоимости проданного контрафактного товара или оказанных услуг под вашим обозначением;
- двойной стоимости использования товарного знака.
К составлению досудебной претензии нужно подходить основательно. Часто она приводит к разрешению конфликта без судебного вмешательства.
Шаг 4. Обращение в ФАС, Роспотребнадзор и полицию
Пока нарушитель решает, что ему делать с вашей претензией, направьте жалобы в госорганы.
- Федеральная антимонопольная служба занимается вопросами недобросовестной конкуренции. Вы можете подать жалобу в ФАС, если считаете, что конкуренты используют ваш знак незаконно. Когда обнаруживается нарушение, виновника шрафуют по статье 14.33 КоАП РФ, как минимум, на 100 000 рублей.
- В Роспотребнадзоре можно попросить привлечь нарушителя к ответственности на основании статьи 14.10 КоАП РФ. Если дело дейдет до суда, компания рискует получить штраф на 50–200 тысяч рублей, а ее директор — на 10–50 тысяч. Контрафактный товар и материалы, а также оборудование, на котором они производятся, конфискуют.
- Если ваши права нарушаются не впервые, и это приносит компании крупный ущерб, можно обратиться в полицию с вопросом о возбуждлении уголовного дела по пункту 1 статьи 180 УК РФ. Лицам, которых привлекут к ответственности, грозит лишение свободы на срок до двух лет и штраф до 80 000 рублей. А если в преступление участвовала группа лиц, срок вырастет до шести лет, а штраф — до 500 000 рублей.
Шаг 5. Судебная претензия
Если досудебные меры не принесли результата, можно обратиться в суд. Для этого нужно будет составить иск и оплатить обязательный сбор. Госпошлина в данном случае будет зависеть от суммы требований.
Приготовьтесь предоставить все доказательства нарушения: фотографии, скриншоты сайтов, счета-фактуры и другие документы. Лучше, если они будут нотариально заверенными.
Претензию можно подготовить и самостоятельно, но лучше обратиться к профессионалу. Юрист по интеллектуальным правам внимательно изучит дело и составит основательный иск. Такой, что нарушитель испугается и предпочтет пойти на мировую. А если решит бороться до конца — то, проиграет и будет вынужден выплачивать многомиллионные компенсации.
Что может случиться, если ваш знак подделывают? Как это может повлиять на ваш бренд?
Подделка товарного знака наносит серьезный ущерб компаниям. Контрафактная продукция — это товар низкого качества. Его появление на рынке отражается на доверии потребителей к бренду и приводит к снижению продаж и прибыли.
Помните: восстановить репутацию бренда намного сложнее, чем испортить ее.
Примеры случаев, когда права на товарный знак нарушались
- В 2019 году Entertainment One UK Limited — обладатель исключительного права на товарный знак «Свинка Пеппа» на сайте одного из онлайн-магазинов обнаружил предложения о продаже конструкторов, в которых были игрушки, сходные до степени смешения с его ТЗ и авторскими изображениями. Компания обратилась в суд и потребовала взыскать с нарушителя компенсацию в сумме двукратной стоимости контрафакта. Для расчета юристы Entertainment One UK Limited использовали оптовый прайс-лист ответчика, в котором указывалась информация о наличии более 22 000 экземпляров по цене от 328 до 434 рубля за штуку. В итоге сумма иска превысила 32 млн рублей. Требования истца в дальнейшем были удовлетворены в полном объеме. Помимо компенсации, с нарушителя также взыскали 300 000 рублей за проведение социологического опроса, который подтвердил, что фигурка в конструкторе ассоциируется с персонажем ответчика и 112 800 рублей за экспертизу.
- Яркий пример недобросовестной конкуренции — история екатеринбургской клиники по лечению опорно-двигательного аппарата «Доктор ОСТ». В феврале 2020 года руководство медицинского учреждения узнало, что в Екатеринбурге открылся медицинский центр с аналогичным профилем деятельности и похожим названием — «Доктор ГОСТ». Вскоре стороны встретились в суде. В феврале 2021 года Арбитражный суд Свердловской области пришел к выводу, что клиника «Доктор ГОСТ» незаконно использует чужой товарный знак. В итоге суд обязал ответчика прекратить нарушения и постановили взыскать с него компенсацию в сумме 1 млн 250 тыс. рублей.
Советы по защите товарного знака
1. Проверьте уникальность и зарегистрируйте товарный знак
Прежде чем регистрировать товарный знак, убедитесь, что он действительно уникален. Проведите поиск по базам данных зарегистрированных знаков, чтобы избежать возможных конфликтов с уже существующими брендами. В России такая процедура выполняется через Роспатент.
Но нужно хорошо разбираться в классах МКТУ: только так можно не допустить ошибок при регистрации ТЗ и не столкнуться с отказом госоргана. Чтобы сэкономить время и деньги, которые придётся потратить на каждую проверку, обратитесь за помощью к нашим специалистам: они определяют уникальность ТЗ бесплатно.
2. Расширяйте географию защиты
Если вы планируете выходить на международный рынок, рассмотрите возможность соответствующей регистрации товарного знака. Это может быть сделано через Мадридскую систему, которая позволяет зарегистрировать ТЗ сразу в нескольких странах.
3. Мониторинг использования
Следите за тем, как используется ваш товарный знак. Это поможет вовремя выявить случаи нарушения ваших прав и принять соответствующие меры.
4. Защищайте доменное имя
Регистрируйте не только товарный знак, но и доменное имя. Это предотвратит возможные проблемы с киберсквоттингом и недобросовестными конкурентами, которые могут попытаться переманить клиентов.
5. Обновляйте регистрацию
Не забывайте следить за сроками и своевременно продлевать регистрацию товарного знака, чтобы сохранить свои права на него. В России это нужно делать раз в 10 лет.
6. Используйте предупреждающие знаки
Помещайте рядом с вашим товарным знаком символы, которые указывают на то, что он находится под защитой. Это может отпугнуть потенциальных нарушителей.
7. Консультируйтесь с юристом
При возникновении сложных вопросов или спорных ситуаций в области интеллектуального права обращайтесь к специалистам, которые разбираются в этой сложной теме.
Зачем нужна помощь профессионалов
Нарушения прав на товарные знаки могут быть самыми разными, и стратегия защиты ТЗ и размер компенсаций в случае споров во многом зависит от нюансов конкретной ситуации. Разобраться в этих вопросах самостоятельно без знаний в юридической сфере очень сложно.