Выберите город
8 (800) 500-54-23
Блог
Оглавление

Защита прав на товарный знак

banner

Почему важно защищать товарный знак?

Товарный знак — это уникальное обозначение, которое позволяет потребителям отличать товары или услуги одной компании от другой. Он может включать логотип, дизайн упаковки, слоган и другие элементы, которые ассоциируются с брендом.

Товарный знак нужно регистрировать, чтобы защитить бизнес от копирования и подделок, а вместе с ним и свою репутацию.

Какие права вы получаете, когда регистрируете товарный знак?

Регистрация товарного знака дает владельцу исключительное право на его использование в пределах определенного класса товаров и услуг согласно Международной классификации товаров и услуг (МКТУ).

Это означает, что владелец получает право пресекать любые попытки использовать ТЗ без разрешения (в рамках определенного класса/классов МКТУ), которые могут предпринять недобросовестные конкуренты или мошенники.

Кроме того, законный владелец товарного знака может:

  • Защитить бизнес от попыток конкурентов заработать на вашем успехе. Если товарный знак незарегистрирован, они могут использовать аналогичные или схожие с вашими товарные знаки, чтобы увеличить продажи. В случае если ТЗ защищен, на такой шаг недобросовестные конкуренты не решатся. А если и решатся, то рискуют потерять в суде до 5 миллионов рублей, а иногда и больше, в зависимости способа расчета. Товары под чужим брендом им придется уничтожить, и убрать их упоминание из рекламы.
  • Защитить доменное имя. У домена, в отличие от товарного знака, нет статуса интеллектуальной собственности. Так что защитить его от конкурентов можно только с помощью регистрации в качестве ТЗ.
  • Использовать маркировку. Символ ® могут использовать только те, чей товарный знак зарегистрирован. Для мошенников это сигнал о том, что бренд уделяет много внимания своей репутации, и с ним лучше не связываться. А у покупателей зарегистрированные торговые марки вызывают больше доверия.
  • Запретить ввоз контрафакта. Товарный знак можно внести в специальный реестр Федеральной таможенной службы, и она не пропустит в Россию продукцию с вашим товарным знаком без разрешения правообладателя.
  • Избежать атаки патентных троллей. Есть компании, которые регистрируют популярные названия специально, чтобы потом взыскивать компенсации с тех, кто стал использовать их в качестве незарегистрированного товарного знака.
  • Не стать нарушителем самому. Если ваша компания не зарегистрировала бренд в Роспатенте, то он ей не принадлежит. В случае, если его кто-то зарегистрирует вперед вас, вы рискуете нарваться на судебное разбирательство, которое, скорее всего, проиграете. За этим последует взыскание компенсации, изъятие и уничтожение товара, на котором есть спорный знак.

Как закон защищает ваш товарный знак?

Если вы узнали, что ваш товарный знак используют без разрешения, то можете прекратить нарушение и взыскать в счет компенсации до 5 млн рублей, а иногда и больше. Также вы можете наказать тех, кто применяет сходные до степени смешения обозначения на аналогичные товары и услуги. К примеру, если у вас зарегистрирован ТЗ «Мишка» на детскую обувь, а компании-конкурента, которая вышла на рынок недавно — «Миш ка», то, вы имеете право обратиться в суд.

Ответственность за незаконное использование ТЗ регламентируется ст. 1515 ГК РФ. Также для нарушителей предусмотрены административная (ст. 14.10 КоАП РФ) и уголовная ответственность (ст. 180 УК РФ).

Так что тот, чьи права нарушили, имеет право:

  • взыскать убытки и компенсацию морального вреда, вызванные незаконным использованием товарного знака;
  • остановить пиратство и контрафакт и потребовать уничтожить поддельную продукцию;
  • наказать нарушителя, наложив административные штрафы;
  • привлечь нарушителя к уголовной ответственности.

Разница между зарегистрированным и незарегистрированным знаком

Зарегистрированный товарный знак, в отличие от незарегистрированного, другие компании не смогут безнаказанно использовать.

Защитив свой знак, вы получите юридическое основание для борьбы с конкурентами, которые попытаются воспользоваться вашей узнаваемостью и хорошей репутацией.

А ещё зарегистрированный ТЗ, в отличие от незарегистрированного, нельзя отобрать, что произойдет, если кто-то подаст заявку в Роспатент раньше вас. Судебная практика показывает: вернуть товарный знак в этом случае почти невозможно.

Как следить за тем, чтобы ваш знак не копировали?

Чтобы предотвратить нарушения прав, необходимо регулярно мониторить рынок: самостоятельно или с помощью профессионалов, отслеживая появление новых продуктов и услуг, схожих с вашими.

Также полезно периодически проверять сайты, социальные сети, маркетплейсы и рекламные площадки в интернете на предмет появления контрафактной продукции.

Что делать, если кто-то нарушает ваши права?

Шаг 1. Проверка факта нарушения

Прежде, чем предъявлять претензию, необходимо проверить, действует ли ваше исключительное право на товарный знак и в каком объеме, поднять дискламации, данные о доминирующих элементах, классах МКТУ и другие аспекты.

Шаг 2. Фиксация нарушения

Если дело дойдет до суда, вам понадобится представить доказательства нарушения. Их необходимо заверить: для этого существуют разные способы, в зависимости от того, как и где нарушают товарный знак.

К примеру, если контрафактный товар продается на маркетплейсе, достаточно скриншотов с карточками товаров. Для фиксации нарушения в оффлайн магазине потребуется контрольная закупка с видеофиксацией.

Важно: доказательства, заверенные у нотариуса, имеют наибольшую значимость для суда.

Шаг 3. Досудебная претензия

В этом документе нужно юридически грамотно доказать факт нарушения и обосновать требования, соразмерные нарушению. За нарушение права на фирменное наименование можно взыскать убытки. Согласно статье 15 ГК РФ, под убытками понимается реальный ущерб, который компания-правообладатель понесла вследствие допущенного нарушения, и упущенная выгода - неполученные доходы, которые в обычных условиях она могла бы получить.

В случае с товарными знаками нарушитель обязан выплачивать компенсации. Их размер может быть равен:

  • от 10 тыс до 5 млн рублей в зависимости от срока и тяжести нарушения;
  • двойной стоимости проданного контрафактного товара или оказанных услуг под вашим обозначением;
  • двойной стоимости использования товарного знака.
Советы юриста

К составлению досудебной претензии нужно подходить основательно. Часто она приводит к разрешению конфликта без судебного вмешательства.

Шаг 4. Обращение в ФАС, Роспотребнадзор и полицию

Пока нарушитель решает, что ему делать с вашей претензией, направьте жалобы в госорганы.

  1. Федеральная антимонопольная служба занимается вопросами недобросовестной конкуренции. Вы можете подать жалобу в ФАС, если считаете, что конкуренты используют ваш знак незаконно. Когда обнаруживается нарушение, виновника шрафуют по статье 14.33 КоАП РФ, как минимум, на 100 000 рублей.
  2. В Роспотребнадзоре можно попросить привлечь нарушителя к ответственности на основании статьи 14.10 КоАП РФ. Если дело дейдет до суда, компания рискует получить штраф на 50–200 тысяч рублей, а ее директор — на 10–50 тысяч. Контрафактный товар и материалы, а также оборудование, на котором они производятся, конфискуют.
  3. Если ваши права нарушаются не впервые, и это приносит компании крупный ущерб, можно обратиться в полицию с вопросом о возбуждлении уголовного дела по пункту 1 статьи 180 УК РФ. Лицам, которых привлекут к ответственности, грозит лишение свободы на срок до двух лет и штраф до 80 000 рублей. А если в преступление участвовала группа лиц, срок вырастет до шести лет, а штраф — до 500 000 рублей.

Шаг 5. Судебная претензия

Если досудебные меры не принесли результата, можно обратиться в суд. Для этого нужно будет составить иск и оплатить обязательный сбор. Госпошлина в данном случае будет зависеть от суммы требований.

Приготовьтесь предоставить все доказательства нарушения: фотографии, скриншоты сайтов, счета-фактуры и другие документы. Лучше, если они будут нотариально заверенными.

Претензию можно подготовить и самостоятельно, но лучше обратиться к профессионалу. Юрист по интеллектуальным правам внимательно изучит дело и составит основательный иск. Такой, что нарушитель испугается и предпочтет пойти на мировую. А если решит бороться до конца — то, проиграет и будет вынужден выплачивать многомиллионные компенсации.

Что может случиться, если ваш знак подделывают? Как это может повлиять на ваш бренд?

Подделка товарного знака наносит серьезный ущерб компаниям. Контрафактная продукция — это товар низкого качества. Его появление на рынке отражается на доверии потребителей к бренду и приводит к снижению продаж и прибыли.

Помните: восстановить репутацию бренда намного сложнее, чем испортить ее.

Примеры случаев, когда права на товарный знак нарушались

  • В 2019 году Entertainment One UK Limited — обладатель исключительного права на товарный знак «Свинка Пеппа» на сайте одного из онлайн-магазинов обнаружил предложения о продаже конструкторов, в которых были игрушки, сходные до степени смешения с его ТЗ и авторскими изображениями. Компания обратилась в суд и потребовала взыскать с нарушителя компенсацию в сумме двукратной стоимости контрафакта. Для расчета юристы Entertainment One UK Limited использовали оптовый прайс-лист ответчика, в котором указывалась информация о наличии более 22 000 экземпляров по цене от 328 до 434 рубля за штуку. В итоге сумма иска превысила 32 млн рублей. Требования истца в дальнейшем были удовлетворены в полном объеме. Помимо компенсации, с нарушителя также взыскали 300 000 рублей за проведение социологического опроса, который подтвердил, что фигурка в конструкторе ассоциируется с персонажем ответчика и 112 800 рублей за экспертизу.
  • Яркий пример недобросовестной конкуренции — история екатеринбургской клиники по лечению опорно-двигательного аппарата «Доктор ОСТ». В феврале 2020 года руководство медицинского учреждения узнало, что в Екатеринбурге открылся медицинский центр с аналогичным профилем деятельности и похожим названием — «Доктор ГОСТ». Вскоре стороны встретились в суде. В феврале 2021 года Арбитражный суд Свердловской области пришел к выводу, что клиника «Доктор ГОСТ» незаконно использует чужой товарный знак. В итоге суд обязал ответчика прекратить нарушения и постановили взыскать с него компенсацию в сумме 1 млн 250 тыс. рублей.

Советы по защите товарного знака

1. Проверьте уникальность и зарегистрируйте товарный знак

Прежде чем регистрировать товарный знак, убедитесь, что он действительно уникален. Проведите поиск по базам данных зарегистрированных знаков, чтобы избежать возможных конфликтов с уже существующими брендами. В России такая процедура выполняется через Роспатент.

Но нужно хорошо разбираться в классах МКТУ: только так можно не допустить ошибок при регистрации ТЗ и не столкнуться с отказом госоргана. Чтобы сэкономить время и деньги, которые придётся потратить на каждую проверку, обратитесь за помощью к нашим специалистам: они определяют уникальность ТЗ бесплатно.

Картинка статьи
Пошаговая инструкция по регистрации товарного знака: защитите свой бизнес!

Процесс регистрации включает подачу заявки в Роспатент, а также уплату государственной пошлины. Подробнее рассказали об этом в статье.

2. Расширяйте географию защиты

Если вы планируете выходить на международный рынок, рассмотрите возможность соответствующей регистрации товарного знака. Это может быть сделано через Мадридскую систему, которая позволяет зарегистрировать ТЗ сразу в нескольких странах.

3. Мониторинг использования

Следите за тем, как используется ваш товарный знак. Это поможет вовремя выявить случаи нарушения ваших прав и принять соответствующие меры.

4. Защищайте доменное имя

Регистрируйте не только товарный знак, но и доменное имя. Это предотвратит возможные проблемы с киберсквоттингом и недобросовестными конкурентами, которые могут попытаться переманить клиентов.

5. Обновляйте регистрацию

Не забывайте следить за сроками и своевременно продлевать регистрацию товарного знака, чтобы сохранить свои права на него. В России это нужно делать раз в 10 лет.

6. Используйте предупреждающие знаки

Помещайте рядом с вашим товарным знаком символы, которые указывают на то, что он находится под защитой. Это может отпугнуть потенциальных нарушителей.

7. Консультируйтесь с юристом

При возникновении сложных вопросов или спорных ситуаций в области интеллектуального права обращайтесь к специалистам, которые разбираются в этой сложной теме.

Зачем нужна помощь профессионалов

Нарушения прав на товарные знаки могут быть самыми разными, и стратегия защиты ТЗ и размер компенсаций в случае споров во многом зависит от нюансов конкретной ситуации. Разобраться в этих вопросах самостоятельно без знаний в юридической сфере очень сложно.

Что ждет компанию, если она не будет защищать свой товарный знак?

Если ваш товарный знак будут использовать без разрешения третьи лица, это может привести к потере существенной доли клиентов и снижению доверия потребителей к бренду. А взыскать с них ничего не удастся — доказать права на ТЗ без регистрации почти нереально. При этом владельцы зарегистрированного товарного знака могут воспользоваться рядом преимуществ.

Что относится к товарному знаку?

Наименование, логотип, упаковка и другие элементы из списка.

В чем разница между зарегистрированным и незарегистрированным знаком?

Зарегистрированный товарный знак, в отличие от незарегистрированного, защищен законом. Рассказываем, как работает механизм защиты.

Как направить претензию, если ваши права на товарный знак нарушили?

Для начала нужно проверить объем исключительных прав на товарный знак, и исходя из этого составить грамотную досудебную претензию. Параллельно можно обратиться в госорганы, чтобы воздействовать на нарушителя и быстрее урегулировать спор.

Почему защиту товарного знака нужно поручить юристам?

Нарушения прав на товарные знаки могут быть самыми разными, и стратегия защиты ТЗ и размер компенсаций во многом зависит от нюансов конкретного спора. Рассказываем, почему в этих вопросах сложно разобраться самостоятельно.

Давайте мы
вам поможем

Костя Цзю
Костя Цзю